Сегодня хочу рассказать о довольно интересной теме, болью отдающей в умах монтажеров и дизайнеров. Всем тем кому еще приходится иметь дело с форматом PAL D1/DV на компьютере. Речь пойдет о цифровом анаморфирование, и метаморфозах разрешения кадра.

Начиная с Adobe Creative Suite 4 разработчики изменили пресет композиции PAL D1/DV square pixel и  PAL D1/DV Widescreen square pixel. Напомню, что в прошлых версиях программы, он был равен кадру 768 х 576 и 1024 х 576 пикселей, а в новых 788х576 и 1050 х 576.

Нехитрые расчеты показывают что разрешение 768 х 576 равно соотношению сторон кадра 4 :3, а кадр 1024 х 576 равен 16:9. В то же время новые предустановки композиции несколько шире и соответствуют пропорциям 4,1:3 и 16,4:9.

Так какие из них верные? Давайте разбираться.

Прежде чем начать, следует уточнить — все нижесказанное о соотношение сторон и числе пикселей касается лишь стандарта PAL содержащем 576 строк по вертикали. Итак, начнем.

Пикселы видео

Аналоговый ТВ пиксель не квадратный

Устройства с квадратным пикселем (такие, как современные ЖК мониторы) должны отображать 768 х 576 точек, чтобы соблюдать соотношение сторон 4:3.

Но в отличие от цифровой техники, старые телевизоры имели прямоугольный растр, вместо 1:1, он соответствовал размеру 1:1,094, т.е. был немного вытянут по ширине.

768 ÷ 1.094 = 702

Таким образом, если вернуться к аналоговой эре — вы увидите, что старый телевизор с его вытянутыми пикселями эффективно мог вмещать только 702 точки по ширине, чтобы соответствовать пропорциям 4:3.

Документ, прямым текстом утверждающий ширину кадра 702 пикселя — является рекомендация EBU R92-1999.

PAL D1/DV – ТВ пиксель не квадратный

Цифровая ТВ картинка более широкая

Запомните, телевизионная картинка на экране цифрового монитора несколько шире аналоговой.

Цифровая ТВ картинка содержит 720 пикселей по ширине.

Изображение с соотношением сторон 4:3 (702 пикселей шириной) входит в эти 720 пикселей.

Есть дополнительные 9 пикселей с каждой стороны кадра. Их можно легко увидеть в виде черных полос по бокам например, при оцифровке PAL D1/DV видеокассет.

PAL D1/DV – цифровая ТВ картинка шире аналоговой

Поэтому если вы спрашивали себя: «почему видео содержит черные полосы с каждой стороны?» — теперь знаете ответ.

Чтобы объяснить зачем это сделано, снова вернемся во времена аналоговых технологий. Видео размером 720 х 576 имело некий запас по краям для того чтобы при многочисленных цифро-аналоговых и аналого-цифровых преобразований картинка меньше подвергалась искажениям.

Представьте себе цифровой видеосигнал, проходящий через серию преобразований из цифровой формы в аналоговую и обратно. В аналоговой форме сигнала боковые границы кадра (границы строк) заданы не так точно, как в цифровой, и поэтому при каждом таком преобразовании кадр немного сдвигается вправо или влево, пусть даже на долю пикселя. Если бы за пределами кадра не было этого запасного «пространства для манёвров», то при каждом таком сдвиге край кадра немного обрезался бы, и в результате цепочки из нескольких таких преобразований (что было отнюдь не редкостью в те времена) количество «мусора» на краю кадра могло бы нарастать очень стремительно.

Причина по которой Adobe изменила шаблон PAL D1/DV  заключается как раз в том, чтобы гарантированно заполнить весь видео кадр изображением. В противном случае для отображения корректной картинки приходилось добавлять черные поля по бокам.

Поправка композиции 4 х 3

Для изображения 4:3 на компьютере (с квадратным пикселем) необходимо 788 пикселей по ширине.

Заметьте, что мы теперь добавляем 10 квадратных пикселей по бокам, вместо 9 прямоугольных.

PAL D1/DV – поправка композиции 4 х 3

Поправка композиции 16 х 9

Создавая новую композицию (с квадратным пикселем), нужно добавить ей боковые поля 1024+13+13, а  именно 1050 х 576 чтобы корректно отображать при преобразовании в 720 х 576.

PAL D1/DV – поправка композиции 4 х 3

Заключение

Грех не признаться, но я и сам долгое время создавал графику с разрешением 768х576, думая что все делаю верно. На первый взгляд для неподготовленного зрителя трудно заметить разницу на ТВ экране между композицией созданной с разрешением 768 х 576 и 788 х 576. Но если нарисовать правильные формы, например круг или квадрат, а затем просмотреть их на телевизоре после преобразования в PAL сигнал — искажения будут очевидными.